Совещание директоров – 27.01.12.

Ялышева Л.В.
директор МБОУ гимназии № 18
имени И.Я. Илюшина

Использование учебно-лабораторного оборудования при реализации ФГОС начального общего образования

Учиться должно быть интересно.

По мнению ряда ученых, интерес – это позитивный, избирательный процесс, направленный на формирование стремления к познанию объекта или явления, к овладению видами деятельности, расширению кругозора и реализации творческого потенциала личности.

Данный процесс осуществляется и в образовательном учреждении – гимназии №18 имени И.Я. Илюшина. В 2011-2012 учебном году сформировано 5-ть первых классов. В них обучается 131 школьник. Как и вся страна, мы работаем по новым федеральным государственным стандартам, осваивая все этапы педагогической деятельности. Одним из них является применение учебно-лабораторного оборудования в 1-х классах. Оборудование мы получили в начале декабря 2011 года, что вызвало у всех удивление, восхищение и небольшое замешательство – так много техники давно не получали. С большим энтузиазмом распределять оборудование по кабинетам первоклашек помогали  их родители. Устанавливать и монтировать учебную лабораторию пришлось в праздничные дни. Нам повезло, в штатном расписании есть ставка инженера. Основная работа была проведена под руководством и при консультации Андрея Валерьевича Слесарева.

С 15 января 2012 года начали включать в структуру урока элементы применения оборудования. При разработке урока основной сложностью стал перенос учебных задач в профессиональную плоскость. Очень важно сейчас перевести теоретические знания в плоскость работы гимназии №18, важно, чтобы учителя выстраивали урок не ради отчетности, а для обеспечения эффективности собственной работы. Первые трудности, первые вопросы в работе с оборудованием – сплачивают учителей первых классов и предметников. Данная ситуация способствует сотворчеству и обмену информацией.

Главное – увидеть приращения, изменения в своей деятельности, и они будут даже у тех учителей, которые и раньше работали в парадигме развивающего обучения, для которых деятельностные технологии не новы.  Важно понимать, что вся работа учителя теперь планируется под результаты, которые прописаны в стандартах, а не в той или иной программе. За столь короткий промежуток времени применения ИКТ в первых классах удалось отметить активность, живость и неподдельное любопытство наших учеников. На уроках наблюдаем и творческий порыв и широко распахнутые от удивления глаза.

Главная задача новых образовательных стандартов – научить ребёнка мыслить и учиться самостоятельно. Неоценимую помощь в этом оказывает учебно-лабораторное оборудование. Например, при изучении художественного творчества дети с помощью компьютера осваивают мультипликацию и цифровую фотографию. А на уроках музыки проявляют свои способности в аранжировке музыкальных произведений. Согласитесь, такой урок будет не только интересным, но и полезным.

Интерактивная доска - доска нового поколения, доска огромных возможностей. Ребятам нравится работать с  интерактивными тренажёрами, используя электромагнитный маркер. Желающих выйти к доске всегда большое количество, это, несомненно, оживляет урок, вызывает  огромный интерес, экономит время на уроке.

Как долго нововведения будут вызывать интерес зависит от нас, учителей. Необходимо помнить о здоровье детей, соблюдать санитарные и гигиенические нормы при использовании ИКТ.

Для успешной работы со стандартами нового поколения, учителю необходимы:

- во-первых, видеть проблемы в своей профессиональной деятельности. Пока это нельзя считать сильной стороной наших педагогов – зачастую видение поверхностное, или же видят не проблему, а её следствия, или же проблемы внешние, а не внутренние.

- во-вторых, учитель должен хотеть меняться, и это, наверное, самое важное. Часто учителя считают себя самодостаточными – хотят, чтобы их поменьше загружали, чтобы изменялись дети и т.д.

- в-третьих, учителю необходимо сочетать в себе знания предмета и психолого-педагогических основ с достаточно высоким уровнем общей культуры. Для современного учителя уровень культуры - серьёзная проблема. Важно создать условия, что-то вроде внеурочной деятельности  для учителей с целью посещения театра, музеев, выставок и развития творческого потенциала педагога.

Для реализации общеобразовательной программы нового поколения предлагаю:

  1. Провести практический семинар по использованию учебно-лабораторного оборудования.
  2. Создать банк методических разработок по предметам в первых классах.
  3. Организовать открытые уроки (для педагогов и родителей) с применением ИКТ.
  4. Провести семинар с привлечением преподавателей из школ, являвшихся ранее экспериментальными площадками.

 Благодарю за внимание.

[скачать презентацию]