Планируемые результаты обучения на уроках музыки

(со сценариями уроков)

Петова Ольга Николаевна,

учитель музыки

МБОУ "Гимназия № 18 имени И. Я. Илюшина"

г.о. Королёв Московской области

 

Федеральные государственные образовательные стандарты  разных уровней образования представляют собой систему требований ко всему образовательному процессу, в том числе к результатам обучения. На каждой ступени образования определены личностные, метапредметные и предметные результаты, которые формируют у обучающихся  образовательные компетенции, умение учиться. Следовательно, планируемые результаты обучения опираются на концепцию универсальных учебных действий, являющуюся одним из трех звеньев фундаментального ядра ФГОС. Единство требований стандарта к личностным, предметным  и метапредметным результатам обучения, вне зависимости от изучаемых дисциплин, позволило интегрировать предметное обучение во взаимосвязанный комплекс, в котором каждый урок направлен на достижение этих результатов.  Требования стандарта отражены в содержании Примерных программ по предметам.

Изучение музыки в начальной школе направлено на усвоение учащимися элементарных знаний и понятий в процессе музыкально-практической деятельности. Освоение музыкального материала, включенного в программу, формирует музыкальную культуру младших школьников.

Изучение музыки в основной школе основано на обширном материале, охватывающем различные виды искусства, который дает учащимся возможность осваивать духовный опыт поколений, нравственно-эстетические ценности мировой художественной культуры. Содержание программы основной школы ориентировано на познание школьниками художественной картины мира и себя в этом мире. Освоение содержания музыкальных произведений  способствует личностному, социальному, коммуникативному и познавательному развитию обучающихся.  Таким образом, освоение содержания программ по предмету нацелено на приобретение разнообразных  способов деятельности - включая универсальные учебные действия(личностные, познавательные, регулятивные, коммуникативные) - которые регулируют процесс взаимоотношений учащихся с предлагаемым содержанием музыкального образования и воспитания. Термин "универсальные учебные действия" в широком смысле означает способность ребенка к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательногои активного присвоения нового социального опыта. В более узком  значение этого термина можно определить как совокупность способов действия учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Целенаправленная работа учителя  над важными для предмета "Музыка" задачами подразумевает также музыкальное развитие учащихся. Музыкальное развитие представляет собой целостный процесс, в котором должны сочетаться  следующие составляющие:

- становление эмоционально-нравственного отношения к музыкальному искусству;

- формирование музыкальности ребенка, его музыкально-слухового опыта;

- освоение учащимися основных закономерностей музыкального искусства;

- развитие творческих свойств личности.

Освоение содержания музыкального образования опирается на разнообразные виды музыкально-практической и творческой деятельности. Реализация цели  музыкального образования и воспитания предполагает достижение таких результатов обучения, как готовность человека к познанию мира, самообразованию и саморазвитию. Урок музыки в программе по предмету трактуется как урок искусства, нравственно - эстетическим стержнем  которого является художественно-педагогическая идея. В ней раскрываются наиболее значимые для формирования личностных качеств ребенка вечные темы искусства, запечатленные в художественных образазах.

Достигается это в процессе применения на уроке  определенных педагогических технологий.

Педагогическая технология - это последовательная система реализации содержания образования, представляющая совокупность форм, методов и средств обучения и приводящая к достижению результатов.

Основные направления ФГОС потребовали от учителя музыки владения такими педагогическими технологиями, которые были бы сообразны природе искусства, художественной деятельности учителя и учащихся.

Педагогические технологии на уроке музыки:

- технологии развития процессов восприятия музыки и размышления о ней;

- технологии формирования певческой культуры;

- технологии детского музицирования;

- технологии становления ассоциативно-образного мышления;

- технологии проектной и исследовательской деятельности;

- технологии здоровьесбережения и арттерапевтической направленности урока;

- технологии использования УМК;

- информационно-коммуникационные технологии;

- технологии диагностики уровня развития музыкальной культуры школьников.

 

 

Сценарий урока в 4-ом классе по теме

"Годы странствий".

 

Цель урока: - расширение представлений учащихся о музыкальной     картине мира.

Задачи:

познавательного развития - формирование представления о специфических особенностях испанской музыки;

личностного развития - развитие ритмического и интонационного слуха;

коммуникативного развития - формирование умения работать в группе;

социального развития - формирование представления о "диалоге культур".

 

Ход урока.

1.Оргмомент - приветствие учащихся.

2.Введение в тему урока через знакомый материал.

Восприятие  музыки - повторное слушание романса М. И. Глинки "Венецианская ночь".

Вопрос:- Кто автор этого произведения?

- Как оно  появилось? (впечатление от путешествия).

Планируемые результаты:

- личностные - формирование уважительного отношения к художественному наследию своего народа;

- предметные - определять средства музыкальной выразительности;

- метапредметные - проводить классификацию жанров художественных  произведений.

 

3. Хоровое пение  - исполнение одногокуплета романса «Венецианская ночь» М. И. Глинки ( работа с текстом произведения, в котором на прошлом уроке учащимися на слух отмечены распевы).

Планируемые результаты:

- личностные -  понимание содержания произведения, раскрывающее вечные темы искусства: красота чувств человека, радость познания мира;

- предметные - соотнесение литературных источников с музыкальными образами;

- метапредметные - умение самостоятельно формулировать учебные задачи.

4.   Музицирование - сопровождение исполнения романса «Венецианская ночь» М. И. Глинки игрой на треугольниках.

Планируемые результаты:

- личностные - развитие эстетического сознания учащихся в процессе изучения музыки;

- предметные - проявление интереса к участию в творческой деятельности;

- метапредметные - умение оценивать правильность выполнения учебно-творческих задач.

5.Разгадывание кроссворда, помогающего подойти к знакомству с новым музыкальным произведением ( в выделенном столбце складывается слово ХОТА).

6. Восприятие музыки и размышление о ней - слушание  "Арагонской хоты" М. И. Глинки.

Вопрос: - Какое настроение создает эта музыка?

-  Какое качество музыки мы слышим в этом произведении?

- Это русская музыка?

- В какую страну приводит нас музыка?

Планируемые результаты:

- личностные - присвоение опыта осознания красоты музыкального произведения;

- предметные - умение определять жанр музыки;

- метапредметные - умение анализировать художественное произведение.

7. Информационный поиск - читаем текст учебника, из которого узнаем в какую страну привела нас музыка, кто ее написал.

Планируемые результаты:

- личностные - восприятие музыки М. И. Глинки как части мировой художественной культуры;

- предметные - осознанное чтение информационных текстов;

- метапредметные - формирование умения правильно выполнять учебные задачи.

8. Показ слайдов с изображением кастаньет и игры на них; репродукций картин, изображающих испанский танец с кастаньетами. Исполнение «Арагонской хоты» М. И. Глинки с использованием танцевальных движений и ритмического сопровождения (отмечаем сильную долю хлопками; мальчики притопывают каблуками, девочки щелкают пальцами;  игра на кастаньетах настоящих или воображаемых по фразам – по рядам; изображение звучания всех групп инструментов).

Планируемые результаты:

- личностные - формирование личностного отношения к произведениям  музыкального и изобразительного искусства;

- предметные - участие в исполнительской деятельности;

- метапредметные - умение оценивать результаты творческой деятельности.

9. Итог урока: - расширение представлений о творчестве М. И. Глинки;

- знакомство с испанским народным танцем хотой;

- знакомство с испанским инструментом кастаньетами.

 

10. Творческое домашнее задание - изобразить испанский народный костюм (в любой технике выполнения).


 

Сценарий урока в 5-ом классе по теме

«Ты, Моцарт, бог, и сам того не знаешь…».

Цель урока: обогатить представление учащихся о жизни и творчестве композитора.

 

Задачи:

познавательного развития– формирование понимания образного содержания музыкального произведения;

личностного развития– формирование эстетического отношения к жизни во всех ее проявлениях;

коммуникативного развития – формирование умения работать в коллективе;

социального развития – формирование понимания значения искусства в жизни.

 

Ход урока.

1.Вход детей под музыку «Слава солнцу…» В. А. Моцарта.

Арттерапевтическая направленность урока - создание положительного настроя.

Вопрос: - Музыка какого характера нас встречает?

- Какое настроение она создает у слушателя?

2.Восприятие музыки и размышление о ней - слушание фрагментов из «Маленькой ночной серенады» и оперы «Волшебная флейта» В. А. Моцарта.

Вопрос: - Каким человеком был композитор, написавший такую

музыку?

- Как он относился к жизни?

Планируемые результаты:

- личностные – формирование позитивного отношения к творчеству Моцарта;

- предметные – умение участвовать в дискуссии по поводу воздействия образов музыки Моцарта на слушателя;

- метапредметные– совершенствование техники речевого высказывания.

3.Хоровое пение - исполнение  "Весенней" песни В. А. Моцарта.

Планируемые результаты:

- личностные – осмысленно исполнять произведения различных жанров;

- предметные – умение определять композитора знакомого музыкального произведения;

- метапредметные – умение проводить классификацию жанров произведений, выявлять их характерные черты.

4. Работа с учебником – чтение по ролям отрывка из «Маленьких трагедий» А. С. Пушкина.

Вопрос: - Каким мы видим Моцарта в изображении поэта?

Планируемые результаты:

- личностные – развитие эстетического сознания на основе изучения литературы;

- предметные – осознанное чтение литературных текстов;

-метапредметные–соотнесение музыкальных образов Моцарта с литературными.

5. Работа с нотным текстом -  анализ мелодии «Lаcrimosa», «Diesirae» из "Реквиема" В. А. Моцарта.

Вопрос: - Какое настроение создают интонации начала  части?

-  Музыка какого характера вырастет из этих интонаций?

- Что рисуют распевы? ("Lacrimosa").

-  В какой жизненной ситуации может звучать такая музыка?

Планируемые результаты:

- личностные – понимание «вечных тем» жизни, раскрываемых в музыке (скорбь об ушедшем человеке);

- предметные–умение находить связь музыкального и поэтического образа в произведении;

- метапредметные– умение высказывать свое мнение о содержании произведения.

6.  Информационный поиск  – чтение письма Моцарта другу.

Задание: - найти главную мысль в тексте.

Вопрос: - Подтверждает ли это жизненные принципы композитора?

Планируемые результаты:

- личностные – понимание неразрывности искусства и жизни;

- предметные – расширение представления о жизни и творчестве композитора;

- метапредметные –осознанное чтение информационных текстов, нахождение главной мысли.

7. Повторное прослушивание «Слава солнцу…» В. А. Моцарта  как подтверждение главной мысли прочитанного текста.

8. Итог урока: - обобщение образа композитора, созданного

произведениями разных видов искусства;

расширение представлений о его жизни;

- знакомство с новым произведением В. А.

Моцарта;

- обогащение представлений о роли искусства в

жизни человека.

 

Домашнее задание: - подобрать стихотворение, по смыслу и содержанию близкое "Реквиему" В. А. Моцарта.