Проектно-исследовательская деятельность является одной из форм организации учебно-воспитательного процесса, она способствует повышению качества образования, демократизации стиля общения учителей и учащихся, развития компетентности, повышения качества образования, демократического стиля общения с детьми. Это процесс совместной деятельности учащегося и педагога по выявлению сущности изучаемых явлений и процессов, по открытию, фиксации, систематизации субъективно и объективно новых знаний в разных областях науки, техники, социума.

Проектно-исследовательская деятельность учащихся является одним из методов развивающего (личностно-ориентированного) обучения, направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений (постановка проблемы, сбор и обработка информации, проведение экспериментов, анализ полученных результатов), способствует развитию творческих способностей и логического мышления, объединяет знания, полученные в ходе учебного процесса и приобщает к конкретным, жизненно важным проблемам.

Цель проектно-исследовательской деятельности:

 Создание условий для формирования различных компетенций (предметных, информационных, социальных, исследовательских, коммуникативных, личностных) учащихся,  для развития творческой личности, ее самоопределения и самореализации.

Для реализации поставленной цели решаются следующие задачи:

- Постепенно формировать интерес, склонность учащихся к научно – исследовательской деятельности, обучать специфичным навыкам, характерным для данного вида научной деятельности.

- Развивать интерес к познанию мира, желание постигать сущность процессов и явлений науки, техники, природы, социума, искусства и т.д.

- Поддерживать и развивать деловую творческую самостоятельность учащихся, их желание практического воплощения своих проектов.

- Способствовать мотивированному выбору профессии, направления своей будущей взрослой деятельности; оказывать содействие в социальной и профессиональной адаптации учащихся ко взрослому миру.

Задачи проектно-исследовательской деятельности в учебном процессе

1. Обучение целеполаганию и планированию своей деятельности (учащийся должен уметь четко определять цель своей деятельности, конечный результат, основные этапы по достижению поставленной цели, предвидеть необходимые шаги, действия на пути к намеченному результату).

2. Формирование навыков сбора и обработки информации, материалов (учащийся должен уметь выбирать нужную информацию, работая с различными источниками, видеть в ней главное, отсекая второстепенное, структурировать её, закладывать в таблицы, схемы, диаграммы и пр.).

 

3. Развитие аналитико – синтетических умений по обработке информации, а также – творческих навыков её креативного переосмысления, критического оценивания и создания на её основе нового продукта.

4. Развитие технических умений по оформлению своей исследовательской деятельности (умение оформлять титульный лист, аннотацию работы, составлять содержание, тезисы, вести исследовательский дневник, оформлять сноски, иметь понятие о библиографии).

5. Формирование позитивного отношения к работе (учащийся должен проявлять инициативу, энтузиазм, стараться выполнить работу в срок в соответствии с установленным планом и графиком работы).

Проектно-исследовательская деятельность является обязательной составляющей учебной деятельности учащихся гимназии. В 2011-2012 учебном году было определено, что в проектно-исследовательской деятельности обязательно принимают участие гимназисты 8-10 классов и учащиеся других параллелей – по желанию. Научными руководителями учащихся являются учителя гимназии, преподаватели ВУЗов, педагоги дополнительного образования или иные работники. Центр научной деятельности гимназии организует семинары для учителей по проектно-исследовательской деятельности и осуществляет консультативную помощь.

Организационным органом управления исследовательской и проектной деятельностью выступает Центр ТРИМ (траектории развития исследовательского мышления) и НОУ (научное общество учащихся). Членами НОУ являются гимназисты, имеющие склонность к поисково – исследовательской деятельности и изъявившие желание активно участвовать в реализации коллективных проектов. В работе НОУ могут так же участвовать учителя гимназии, студенты и преподаватели ВУЗов. 

НОУ является самостоятельным формированием, которое объединяет гимназистов, способных к научному поиску, заинтересованных в повышении своего интеллектуального и культурного уровня, стремящихся к углублению знаний в различных областях науки, техники, культуры, к развитию своего творческого мышления, отличающихся интеллектуальной инициативой, самостоятельностью и организаторскими способностями, аналитическим подходом к собственной деятельности. Непосредственное руководство научным обществом осуществляет руководитель Центра ТРИМ, заместитель директора по учебно - воспитательной работе.

Работа членов НОУ строится по двум основным направлениям:

1) Организационно – просветительская деятельность, включающая в себя:

  • Организационно – консультационную работу среди гимназистов по обеспечению  планового внедрения элементов поисково – исследовательской деятельности во все слои гимназического сообщества;
  • Участие в олимпиадах, конкурсах, турнирах, выставках и прочих интеллектуальных соревнованиях как внутри гимназии, так и за её пределами;
  • Проведение регулярных обзоров научной и научно-популярной литературы, лекториев по темам проектов, семинаров по вопросам науки, техники, искусства; выступления с лекциями, докладами, сообщениями, творческими отчетами.
  • Организацию дискуссий, дебатов, научно-практических конференций и прочих форм активного обмена мнениями всех слоев гимназического сообщества;
  • Организацию и проведение воспитательно – образовательных мероприятий: индивидуальных консультаций, экскурсий, экспедиций, встреч с учеными, сотрудниками музеев, архивов, специалистами различных профессий
  • Издание сборников, летописи НОУ, выпуск стенной газеты и пр.
  • · Создание банка данных о творческих способностях учащихся, их одаренности на основе наблюдения, индивидуальных собеседований, непосредственной практической деятельности детей и подростков.

2) Научно – исследовательская деятельность, подразумевающая:

  • Постоянное ведение собственной поисково – исследовательской деятельности членами НОУ,  составление программ, разработка проектов и тем исследований;
  • Самостоятельное углубление знаний по избранной области науки, техники, искусства;
  • Сотрудничество с педагогами гимназии и ВУЗов, специалистами разных профессий;
  • Рецензирование научных работ других учащихся при подготовке их к участию в конкурсах и конференциях;
  • Редактирование и издание ученических научных сборников;
  • Изготовление учебных пособий (в том числе видео-пособий, компьютерных программ и т.д.).
  • Формирование собственной исследовательской культуры как результата интегрирования системных предметных знаний, надпредметной методологии и опыта решения особым образом смоделированных поисковых задач в условиях организованной исследовательской работы.

Центр ТРИМ + НОУ  осуществляет на постоянной основе общую координацию проектно – исследовательской деятельности в гимназии, разрабатывает план на текущий учебный год, определяет приоритетные направления работы, разрабатывает и утверждает необходимые документы, регламентирующие деятельность НОУ, организует подготовку внутригимназических этапов конкурса проектов, обсуждает основные результаты и рекомендует материалы к конференциям, конкурсам и соревнованиям различного уровня.