Чтобы Ваше выступление было интересным, доходчивым и представляло выполненную Вами работу наилучшим образом, рекомендуется воспользоваться советами, изложенными ниже.


1. Начинать свое выступление следует со стандартной фразы:

«Здравствуйте! Меня зовут … (Фамилия имя), я ученик … класса. Тема моей работы ….»

 

2. Далее следует упомянуть о проблеме и цели работы (из проблемы, существующей в окружающем мире, формулируется цель вашей работы как один из путей решения проблемы), о решенных задачах (изучить литературу, проанализировать полученные данные, составить сравнительную таблицу, разработать модель и т.д.) и актуальности для автора (чем лично для вас интересна эта работа, почему вы выбрали именно эту тему)

 

3. При подготовке к защите работы помните, что Ваше сообщение должно отвечать на вопросы:
- На какие части делится ваша работа (что вы сделали сначала, что потом)?
- Что вам стало известно из источников по теме Вашего исследования (очень коротко основные понятия)?
- Где и как проводились ваши исследования? Каков продукт проекта?
- Какие результаты (в цифрах) получены? (если они есть)
- Как вы собираетесь знакомить окружающих с выводами вашей работы?
- Какие выводы были сделаны вами по результатам своей работы?

Ответить на данные вопросы необходимо при защите любой исследовательской или проектной работы.

 

4. При подготовке выступления следует учесть, что выступление должно быть устным, т.е. не надо читать по бумаге, а нужно рассказывать. Поэтому необходимо подготовить конспект (план) выступления. В качестве такового можно использовать тезисы Вашей работы с подчеркнутыми в них основными мыслями. Заглядывать в план можно.

 

5. Все наглядно-иллюстративные материалы (диаграммы, графики, схемы, таблицы и т.п.), используемые Вами при выступлении должны быть легко читаемы сидящими в аудитории и понятными без дополнительных объяснений. Во время выступления наглядно-иллюстративный материал должен использоваться. Если речь идет о цифрах, показанных в таблице, или проиллюстрированных графиком, то нужно обращаться к соответствующей таблице или графику.

6. При демонстрации наглядно-иллюстративного материала следует использовать указку, карандаш, ручку, но никак не палец. При этом нужно повернуться к слушателям лицом, а не спиной. Во время выступления смотрите на своих слушателей, лишь по необходимости заглядывая в конспект выступления.

7. Чтобы преодолеть неуверенность, полезно найти (глазами) в зале кого-то внимательно слушающего и доброжелательно смотрящего на Вас (таковым может быть Ваш учитель или одноклассник). Чаще смотрите на него (или на нее) во время выступления.

8. Старайтесь уложиться в регламент (6-8 минут на сообщение). Для этого полезно потренироваться заранее, используя часы и убирая из сообщения лишнее. Сокращать выступление можно, убирая из него все то, что не соответствует плану, предложенному в п.1-3.

9. Не бойтесь вопросов, так как обычно вопросы (как из зала, так и от жюри) задаются для того, чтобы лучше понять суть Вашей работы. Кроме того, наличие вопросов говорит о том, что сказанное Вами заинтересовало слушателей. Отвечая на вопросы, Вы можете показать свой уровень владения материалом. Не упускайте такую возможность!

10. Проконсультировавшись с экспертами (членами жюри), Вы узнаете о сильных и слабых сторонах своей работы. Постарайтесь, в дальнейшем, учитывая рекомендации экспертов, показать достоинства своей работы и, по возможности, не выставлять ее недостатков. Посерьезнее отнеситесь к советам экспертов.

11. Выступая, помните, что Вы имеете по крайней мер два преимущества. Во-первых, Вы рассказываете об интересующих Вас исследованиях или экспериментах тем, кому это так же весьма интересно. А во-вторых, Вы лучше всех владеете данным материалом, т.к. никто кроме Вас (не считая руководителя и соавторов) эту работу не выполнял.

12. Свое выступление надо рассматривать как обмен опытом работы по интересующей вас тематике. Не надо волноваться. Успокойтесь, глубоко несколько раз вдохните и выдохните через нос. Вы обязательно успешно защитите свою работу! Удачи! Победы!